Колобок
Жил-был старик со старухой. И молвил как-то старик: "Испеки, старуха, колобок". - "Из чего печь - то? Муки - то нету". - "А ты, старуха, по коробу поскреби, по сусеку помети, авось муки и наберется".
Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела, и набралось муки на две пригоршни. Замесила на сметане, изжарила в масле и положила на окошечко постудить.
Колобок полежал - полежал, взял да и покатился - с окна на лавку, с лавки на пол, по полу и к дверям, прыг через порог — да в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота и дальше и дальше.
Вот, катится Колобок по дороге, а навстречу ему Заяц: "Колобок, колобок! Я тебя съем". - "Не ешь меня, Зайчик! Я тебе песенку спою", - сказал Колобок и запел:
Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешон,
Да в масле пряжон,
На окошке стужон;
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
От тебя, Зайц, и подавно уйду!
И покатился себе дальше; только Заяц его и видел. Катится Колобок, а навстречу ему Волк: "Колобок, Колобок! Я тебя съем!" - "Не ешь меня, Серый Волк! Я тебе песенку спою!"
Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешон,
Да в масле пряжон,
На окошке стужон;
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от Зайца ушел,
От тебя, Волк, и подавно уйду!
И покатился себе дальше; только Волк его и видел. Катится Колобок, а навстречу ему Медведь: "Колобок, Колобок! Я тебя съем". - "Где тебе, косолапому, съесть меня!"
Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешон,
Да в масле пряжон,
На окошке стужон;
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от Зайца ушел,
Я от Волка ушел,
От тебя, Медведь, и подавно уйду!
И опять укатился; только Медведь его и видел. Катится, катится Колобок, а навстречу ему Лиса: "Здравствуй, Колобок! Какой ты хорошенький". А Колобок запел:
Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешон,
Да в масле пряжон,
На окошке стужон;
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от Зайца ушел,
Я от Волка ушел,
От Медведя ушел,
От тебя, Лиса, и подавно уйду!
"Какая славная песенка! - сказала Лиса. - Но ведь я, Колобок, стара стала, плохо слышу; сядь - ка на мою мордочку да пропой еще разок, погромче". Колобок взял, да запрыгнул Лисе на мордочку и запел ту же песню.
"Спасибо, Колобок! Какая славная песенка, еще бы послушала! Совсем плохо слышу! Сядь ка на мой язычок, чтоб я тебя лучше слышала, да пропой в последний разок", - сказала Лиса и высунула свой язык; Колобок - прыг ей на язык, а Лиса - ам! и скушала его.
* * *
А теперь, будем разбираться - о чём повествует нам эта сказка? Вообще говоря, странно, что такую сказку, да еще с таким негативным концом, принято рассказывать (и собственно по традиции рассказывают) маленьким детям, что называется – передавая с молоком матери. Но давайте теперь по порядку...
1. Образ "Старик со старухой" - явное указание на какие-то древние первородные Силы Вселенной, с небольшим лишь указанием, что работают они сообща в аспекте Мужского и Женского Начал. И они "лепят", т.е. сотворяют Колобка, из того, что было "по сусекам", буквально из "крошек", разбросанных по всей вселенной. Причём, заметьте, первоначальный посыл (или предложение, импульс на реализацию) и направление движения, исходит с мужской стороны, а женская сторона - непосредственно собирает и уплотняет этот импульс. Также следует обратить внимание, что они не рожают, а именно "лепят", то есть Делают, производят сознательное Творение, а не просто, как говорится, само по себе "по природе" рождается. Из всего этого становится ясно, что это – контролируемый поэтапный осознанный процесс двух противоположных древних сил, результатом которого становится Колобок.
2. Так кто же такой Колобок? - по мнению, например, Георгия Левшунова (скоморох Иван Царевич), Колобок - это "Колобье Тело", которое оживает (активируется) в момент раскрытия (активации) "шишки" - шишковидного тела в мозгу. Версия эта хорошая, но не очень-то она "клеится", так как слово Колобок дословно можно прочитать, как "коло - бок", то есть "коло на боку" или "коло с боку" или "с боку у коло". А Коло, как мы знаем, - это солнечный круг, в некоторых письменах, так и вообще использовалось как имя для обозначения конкретного светила – нашего Солнца (как прямое отражение Ра). В этом случае возникает резонный вопрос: при чём тут "ореол" вокруг головы (который принято изображать на так называемых ликах святых) от раскрытия "шишки"? Почему оно, вдруг, на боку? И почему оно катится, а не идёт? – как-то всё это не очень стыкуется…
А вот версия того, что "Колобок" - это нечто, что находится буквально "на боку у солнечного круга" или просто "с боку у Солнца", с учетом всего вышесказанного, заслуживает особого внимания. Более того, в опровержение связи данной сказки с "Колобьем Телом", следует обратить внимание, что в сказке Колобок именно "покатился на боку", а не "побежал", "пошёл" или "отправился в путь", как было бы свойственно двуногому носителю такого "колобьего тела". В сказке же он катится (буквально крутится!). А что у нас находится "на боку у Солнца", да ещё и "катится"-крутится? Образ похож на движение планет солнечной системы...
И на этом этапе возникает следующая дилемма: то ли в сказке речь идёт вообще о всех планетах, которые проходят последовательность определённых испытаний во времени, то ли рассказ непосредственно о нашей Земле, и тогда "Колобок" выступает, как имя собственное, для обозначения нашей планеты (в славянской традиции), наверное, поэтому данное слово в текстах используется преимущественно с большой буквы, в отличии от имен нарицательных: стол, стул, тело, сметана... Возможно, позднее "Колобка", на западный манер, переименовали в "Землю" (сказать, весьма недавно, около 1400 года нашей эры; потому как у древних скандинавов было свое имя – Ёрд, у кельтов – Эхте, римляне называли нашу планету - Теллус, а греки – Гея). Подводя маленький итог, с учетом противовеса в сторону имени собственного, дальнейший разбор будем вести из позиции, что Колобок - это всё-таки та планета, на которой мы с вами живём.
3. Процесс создания запечатлён так: "старуха по коробу поскребла, по сусеку помела, и набралось муки на две пригоршни" и "замесила на сметане, изжарила в масле и положила на окошечко постудить". Буквально получается, что с подачи мужского активного начала, женская сторона насобирала частицы "вселенской пыли" с разных уголков, замесила их на чём-то жирном (на сметане - сливки - нечто насыщенное, символ изобилия), и как бы "замесили" Колобка на "вселенских сливках". Получается, что, собрав всё самое лучшее, этакий первородный бульон, старик (древний мужской аспект) со старухой (древний женский аспект) создают Колобка и, сняв его с огня, кладут остудить – тогда-то Колобок-Земля и затвердевает. Представив это, вопреки убеждениям, что наша планета была создана для страдания и "отработки кармы", что здесь сплошной ужас, мрак и разруха,– получается всё совсем наоборот. Что Колобок был замешан фактически на самом лучшем, что было во Вселенной (на момент создания), с добавлением высвобождённых крошек материи, с непосредственным участием Первородных Сил.
4. Читая сказку дальше, мы узнаём, что Колобку на его пути встречаются поочерёдно лесные звери: Заяц, Волк, Медведь и Лиса. Кто же эти персонажи?
- По версии того же Георгия Левшунова, это не что иное, как "чертоги" по которым проходит "колобье тело" во времени вместе с его носителем. Однако, что такое "чертог" - никто толком ответить не может, отговариваясь лишь присказкой о "частях Сварожьего круга", коих было 16, и относя к каждому чертогу определённое покровительствующее "божество". Добавляют порой и то, что со временем "чертоги" эти заменились зодиаками, и их стало 12 (почему это так – никто не знает, а как было - точно наверное уже никто не сможет ответить)…
Само же слово "чертог" буквально обозначает "ограждение чертой" или нечто, что имеет чёткие границы. По другим воззрениям: "палата, храмина, хоромина, большой и пышный покой, великолепного убранства комната; чертоги, дворец, палаты, внутренность богатого дома. Брачный чертог. Царский чертог и пр...", то есть также получается, что это некое ограждённое/очерченное пространство с неким пышным содержанием.
Если же рассматривать пертурбации и дальнейшую связь с зодиакальным кругом, то получается, что "чертог" - это выделенное пространство-время (или временной период) имеющий в своём наборе ряд созвездий небосвода. Тут вроде более-менее понятно… Не понятно только, при чём тут "чертоги", то есть набор созвездий и "колобье тело"?
А вот версия прохождения нашей планеты по созвездиям-чертогам, как по эпохам, вполне гармонично складывается в лаконичную картинку. Другой вопрос, о "чертогах" ли вообще речь?..
Потому как, если это всё-таки "чертоги", то последовательность проходимых Колобком наборов созвездий, которыми собственно и оперирует, как мы понимаем, Георгий Левшунов, в соответствии по годовому/эпохальному циклу, с текущим (григорианским) календарём, такая:
Чертог Медведя — (8 января — 1 февраля)
Чертог Бусла (или Аиста) — (1 февраля — 25 февраля)
Чертог Волка — (25 февраля — 22 марта)
Чертог Лисы — (22 марта — 15 апреля)
Чертог Тура — (15 апреля — 7 мая)
Выясняется, что чертога Зайца, нет в принципе (хотя может и был когда-то давно). Второе, что бросается в глаза - это именно порядок. В соответствии с движением времени и положением нашей планеты Колобок проходит после "чертога" Вороны, последовательно: Медведя, Буса (Аиста), потом Волка, Лису, затем Тура и далее. В сказке же последовательность иная - вначале Заяц, потом Волк, после него – Медведь, и в конце Лиса. Снова не сходится с версией о чертогах. Размышляем: либо тот порядок "чертогов", что имеем, раньше был иной, либо речь вообще не о "чертогах" и созвездиях, но... о чём же тогда?
Так как славяне - до глубин своих - образный народ, и, если вы приглядитесь и вчитаетесь в славянские слова, вы увидите, что все они состоят из образов и соединений образов: любовь - "люди богов ведают", дурак - "к Ра в двойственном аспекте", невежа - "не ведающий жизнь", Ра - "Свет Изначальный" и далее.... логично предположить, что речь в сказке "Колобок" идет не столько о "чертогах", сколько о череде испытаний, которые выпали на долю Колобка, как нашей планеты, в образной форме, так сказать, - от меньшего к большему (где в конце Лиса, как последнее, текущее испытание, которым, собственно, все и заканчивается (…а может быть только начинается?)).
Под таким углом зрения всё стыкуется куда более гладко. Тогда, по образам и несущим ими символике и свойствам, в славянской традиции, получается что-то вроде:
Заяц - животное, наделяемое в народных представлениях мужской эротической символикой и демоническими свойствами. В русском песенном фольклоре встречается мотив совокупления зайца с девушкой, у восточных славян известны сказки о зайце, обесчестившем лису или волчицу… а ещё у русского народа крепко-накрепко засела ассоциация зайца с трусостью и скоростью. То есть Заяц - это отражение низменных поверхностных желаний и страхов, которые Колобок с легкостью и успехом прошёл, так сказать, первый этап своего (планетарного) развития. Далее.
Волк - в народной трактовке близок к медведю и другим хищникам, и тесно связан с собакой. Согласно легендам, черт слепил волка из глины или вытесал из дерева, но не смог его оживить. Хтонические свойства волка сближают его с гадами. Гады, вороны и галки появились на свет из стружек от выстроганного чертом волка. Волк объединяется с нечистыми животными, не употребляемыми в пищу, характерным признаком которых является слепота или слепо-рожденность. Определяющим в символике волка является признак «чужой». Волка часто воспринимали как чужака (из чужого племени людей), и как посланца иного, потустороннего мира (как Божественного, так и загробного, демонического). То есть Волк в сказке, скорее всего, образ посягающего чужеродного иноземца, этакого агрессивного существа, посягающего на нашу планету.
Но и тут Колобок с успехом проходит испытание этих неких иноземных "хищных" захватчиков, причём не обязательно это должно быть именно инопланетное вторжение, скорее период междоусобных войн, взаимных набегов друг на друга и повсеместного грабежа... Собственно, по летописям и имеющимся в открытом доступе историческим хроникам, хорошо прослеживается этот период, который выдержала - прошла испытание, наша планета. Далее.
Медведь - наиболее близок к волку, с которым его объединяют сходные демонологические и другие сказания. Происхождение медведя народные легенды связывают с человеком, которого обратили в зверя в наказание за провинности. По некоторым легендам, превращение человека в медведя происходит за убийство родителей, за негостеприимность или за жажду власти, которая внушала бы людям страх и трепет.
Человеческое происхождение медведя отражено и в иных поверьях. Считалось, что если снять с медведя шкуру, то он будет выглядеть как человек. Медведь, как и люди, неравнодушен к меду и водке. Он «думец» и наделен разумом, но, как говорят, «в медведе думы много, да вон нейдёт». Доказательство его человеческого происхождения охотники видят в том, что и на медведя, и на человека собака лает одинаково, не так, как на зверя. Медведя иногда называют лешим или лесным чертом. По поверьям, некоторые лесные духи имеют облик медведя. Образу медведя присуща также брачная символика, символика плодовитости и плодородия. А ещё у русского народа, есть ассоциация медведя с нечеловеческой силой, властью и мощью. Как мы знаем по сказке, Колобок, с успехом проходит и это испытание, получается - грубой (можно сказать демонической) силы и [жажды] власти. И катится далее...
Лиса. С позиции образности и символов, в "лисе" в основном преобладает негативное значение: пронырливость, хитрость, лицемерие, злобные лукавство и вероломство; но так же, в некоторых сказаниях, символизирует долголетие, плодородие, кроме того – некие трансформации и гибкость мышления. Хотя часто ее сравнивают с развратными людьми, соблазнителями, лжесвидетельствующими и совершающими кражи.
В данной сказке Лиса обманом съедает Колобка, что называется - попался на уловку и пропал. Данный факт также говорит НЕ в пользу версии Георгия Левшунова о "колобьем теле", так как человека с "активированной шишкой" и раскрытым "колобьим телом" невозможно обмануть! Он же Осознанный и Ведает, что Творит, осознающий Человек (Богатырь) видит Суть Вещей, а потому не даст себя одурачить, а тут такой мелкой уловки - и не заметил! Странно и невероятно одновременно.
А вот ассоциация образа лисы как глобального испытания нашей планеты вероломством и обманом более понятна, особенно в свете событий последнего времени (особенно период после "крещения Руси", о чём так же указывает в конце сказки лукавое предостережение Лисы "Спаси-[тебя]-Бо[г]" - то, что пошло от христианства, мол "сейчас я тебя съем и только бог может тебя спасти", на что славяне в ответ придумали оберег: "не-за-что" [меня спасать] [ведь в отличии от Лисы-лукавицы не сделал ничего плохого]). И судя как раз по ситуациям происходящим в мире, очень даже похоже, что, либо мы всё ещё под покровом Лисы-проныры, либо вот прямо сейчас только-только выходим из-под влияния Её величества Вероломства и Обмана. В сказке Лиса сыграла на величии Колобка и тот попался (как можете сами видеть, мании величия и эгоцентризма на нашей планете сейчас очень много; а величие - всегда идёт от невежества и от неспособности отличать правильное от неправильного, природного от не природного).
Подводя итоги всех образов и символов получается, что наша планета по имени Колобок, созданная первородными Силами, прошла испытания низменных инстинктов и трусости, междоусобных войн и варварских грабежей, испытание грубой силы и власти, а вот на обмане-то она и попалась.... Михаил Задорнов раскрывает образ Лисы, как "меркантильного торгаша", а процесс съедания Колобка - то время, "когда планета наша попала под влияние торгашей, а у торгаша, как известно, - нет родины... для него родина там, где деньги и есть, что урвать, чем поживиться..." Что тоже неплохо сходится с текущим положением и событиями в мире (последние несколько десятилетий).
Если же подытожить всё вышесказанное, то становится понятно, почему соственно принято рассказывать эту сказку с детства, впитывая её с материнским молоком - так как хранит она очень важное предостережение: "наша планета, Колобок, пройдя множество испытаний, попалась на хитрые уловки мании величия и торгашей-проныр" и посыл: "будь внимательным, будь осознанным - не попадайся на уловки Лисы, а то и тебя съедят". И это предупреждение-напутствие следует запомнить каждому человеку на всю его жизнь.
Возможно в этой сказке прямо или косвенно указывается и на период "чертога Лисы", но утверждать это с достоверностью мы не можем. Быть может, в будущем у нас появится информация о так называемых "чертогах" вообще, но пока... пока продолжаем "копать", анализировать, искать и делиться с Вами, что нашли сами :)
Всем Добра!
p.s. Непосредственно о таком блюде, как "калабуха" (в сказках - прообраз колобка) - чисто русское хлебное изделие, возникновение которого было случайным, но вкус и постоянство его формы были обусловлены самим характером колобкового теста. Дело в том, что колобки пекли не всегда, а лишь при отсутствии обычных припасов для хлеба в их обычном количестве. На колобок - единственный! - шли остатки разной муки - всё, что было в доме, и все поскребки квашни, которые обычно не изымались, а оставлялись на закваску. Таким образом, доля закваски в колобке всегда превышала обычную долю закваски в нормальном хлебном тесте, а мука бывала не однородной, а смешанной (пшеничной, ржаной, овсяной, ячневой и т. д.).
По логике крестьянина, именно этот сборный характер колобкового теста должен был дать не особенно качественное изделие. Однако по законам биохимии именно высокий процент закваски и разнообразный характер муки, имеющей разное сечение помола и свои особенности ферментации, обеспечивал сверхпропекаемость хлеба, создавал чрезвычайно пышный, богатый проходами газа, особо ноздреватый, мягкий, пропеченный и долго не черствеющий хлеб.
Все это присходило оттого, что различные составляющие в таком сочетании давали необычный вкус, а также благодаря заговорам, которые читались на колобки. Колобок изготавливался людьми лишь в состоянии крайней бедности. Кусочек колобка следовало отдать ещё более бедным людям, чем те, кто его пёк. Обычно после того, как подбирали последние крошки колобка, в дом обязательно приходил хоть небольшой достаток. Таким образом, можно было дотянуть до следующего колобка.
Сымитировать колобок при наличии большого количества муки и других продуктов невозможно, ведь этот «хлеб бедности» получал свою магическую силу оттого, что все члены семьи возлагали на него надежды и обеспечивали его благоприятной энергетикой-посылом.